Как случаются революции
Знаете, когда я мою посуду, я частично понимаю людей, которые ходили на баррикады и делали революции. Ну и не только во время мытья посуды, а и во время любого неинтересного мне скучного или тяжёлого занятия.
Вот как, к примеру, жили женщины - мои ровесницы чуть более ста лет назад?
Количество грамотных, и мужчин, и женщин в моём родном краю (Череповецкий уезд входил тогда в состав Новгородской губернии) составляло около 23% по результатам переписи 1897 года. Женщин, кажется, процентов 10 от общего количества.

91% населения - крестьяне.
Так что по праву рождения, местожительству и входящим данным шансы жить в столице и держать поэтический салон, как мне снилось однажды :-) стремятся к нулю. Сельский круглогодичный труд и семья наше всё.
Я б свихнулась от тоски. Или кого-нибудь бы прикончила, я нервная бываю.

Не надо только вот мне говорить "ты б тогда не знала другой жизни и всё было бы ок". Безуспешные попытки моей семьи сделать из меня "нормальную" в первой половине моей жизни ни к чему не привели, не приняла я среднестатистический образ жизни своего окружения и всё тут.
Отчего так произошло - неведомо. Окружающая среда решает не всё.

Вернёмся к революциям.
Я имею привычку, когда занимаюсь скучными делами, напевать что придётся. Сегодня сначала вдохновенно пропела, а потом осознала, что звучала "Варшавянка".
Не все, возможно, помнят, вот часть оригинального текста:
"Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.

Но мы подымем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу.

На бой кровавый,
святой и правый
Марш, марш вперед,
рабочий народ".

Там дальше совсем какая-то жесть про народ-страдалец, паразитов-царей, мщенье и смерть, это я уже плохо помню и не пою, мне хватает первой части.
А ещё мелодия красивая, на мой вкус.
И бодрит, поднимает на борьбу с грязной посудой и нечищеной картошкой.
Я, конечно, дитя поздней советской эпохи, но не помню, чтобы мы эту песню учили и пели. Стала думать, откуда она взялась в моём репертуаре.
И вспомнила.

Моя двоюродная бабушка, у которой я четыре года в детстве прожила, была очень простая женщина.
Родилась в 1916 году, в Череповецком уезде, в 30-е поехала работать в Ленинград, была маляром-штукатуром на стройках города. В войну потеряла всю семью, мужа и детей. Читала по слогам. Молилась каждый день и ходила в Лавру и Грузинскую церковь, на Старорусской улице.
Была из породы таких бодрящихся бабушек, из серии "что бы ни было - мы выстоим".
А когда занималась готовкой на коммунальной кухне, пела.

Я помню две категории песен, казалось бы, спорящих между собой:
- дворовые романсы, примерно начала ХХ века, о тяжкой судьбе и ужасных трагедиях, вот, например, оцените первую строку песни: "Как на кладбище Митрофановском отец дочку зарезал свою..."
- революционные бодрые с борьбой и кровью, особенно любила она "Смело, товарищи, в ногу".

Не знаю, как это всё уживалось вместе, но и те, и другие она пела эмоционально и вдохновенно.
И что интересно, если о блокадном времени она отказывалась рассказывать, просто плакала, то о временах довоенных рассказывала с теплом и радостью. О том, как видела Крупскую и Кирова, о том, как весело они жили. О репрессиях и страхе - ничего.

Для меня это до сих пор загадка. К сожалению, я не успела её порасспрашивать об этом, упустила шанс, она умерла в 2004-м.
Возможно, действительно, это прошло мимо неё, я не знаю. У меня впечатление, что она действительно воспринимала революцию и Советскую власть как благо.
Возможно и правда, она не вращалась в среде интеллигентов или управленцев, происхождения была крестьянского, и этот ужас прошёл мимо неё.
Возможно, она прожила бы обычную счастливую жизнь, если бы не война.

Я только очень прошу не воспринимать этот текст как мнение о том, что революция - это хорошо и правильно. Мне очень печально думать о расслоении общества, брат на брата, потом сталинский террор и прочих ужасах.
Но когда я в юности полола морковку у мамы в деревне, не имея шанса избежать этого, я пела "Интернационал".
Революции ниоткуда не возникают.

©Юлия Богачева
Статья
100
Опубликовано: 18 февраля 2020
© Personal Invites, 2019