Анализ аддиктивного поведения героя сериала "Патрик Мелроуз"
Сериал рассказывает историю английского аристократа. Он курит, употребляет алкоголь и наркотики. Внешне главный герой выглядит как богатый аристократ, ведущий себя эксцентрично и аморально. Он легкомысленно обращается с деньгами, имеет жену и несколько любовниц. Однако абсолютно не умеет чувствовать (на первый взгляд), не расстраивается смерти отца. У него есть только один способ, как справиться с сильными внутренними переживаниями, не выпустить их наружу - алкоголь, валиум, героин и другие наркотики. На примере внешнего благополучия главного героя - он при деньгах и женщинах, а значит, не о чем беспокоиться, - можно увидеть, как далеки от нас бывают истинные причины поведения людей. И как много скелетов может прятаться в шкафах за красивыми фасадами.
С точки зрения мультифакторной этиологии аддикций можно говорить о следующих причинах возникновения зависимостей в жизни Патрика: влияние семейного окружения, социальной среды и личностных особенностях героя. Говоря о влиянии культуры и внешних факторов, нельзя не отметить такие факты, как те, что герой богат, имеет достаточно средств, чтобы обеспечивать себя дорогим алкоголем и наркотиками. Ему не составляет труда достать дозу, знает наизусть номера дилеров в разных городах. Среди его "близкого" окружения встречается много людей, лишь подогревающих его зависимость, могущие в любой момент "приютить и угостить", сильно сомневающихся в намерении Патрика завязать и внедряющие эту неуверенность в сознание мужчины.
Большое значение в формировании зависимости Патрика сыграла семейная ситуация и условия развития и воспитания. Отец - человек с высоким интеллектом, талантливый пианист, имел нарциссический характер личности, а также садистический и психопатический радикалы, не был способен ни любить, ни принимать любовь. Огромное давящее чувство одиночества и собственной ничтожности он восполнял насилием людей вокруг. Насилие, оскорбления, подавление и издевательство над окружающими его людьми давали ему чувство могущества. Его все боялись, хотя сильнее всех страх испытывал он сам. Отец совершал сексуальное и психологическое насилие над маленьким Патриком, наказывая его таким образом. Во время насилия ребенок старался занять внешнюю, наблюдательную позицию, чтобы хоть частично отстраниться от стрессовой ситуации.
Мать - инфантильная женщина, создающая образ благодетеля, всю жизнь заботится о сиротах, но не заботится о своем ребенке. Не выносит эмоциональной близости, следовательно, неспособна создать безопасные условия, неспособна контейнировать и отражать чувства своего ребенка. Она знает о насилии, но игнорирует его, не может оказать ни сопротивления, ни эмоциональной поддержки сыну, старательно избегает правды в многочисленных бокалах с алкоголем.
В контексте условий воспитания ребенка, можно говорить об особенностях личности, которые приобрел Патрик. В своих алкогольных и наркотических запоях он старается скрыться от постоянно напоминающего о себе прошлого, страхов, терзающих его всю жизнь и того, что сделало его детство настоящим адом. Главному герою трудно быть стабильным, заботиться о себе. Он инфантилен, склонен к риску, эгоцентричен. Всюду его преследует двойственность - любовь и ненависть как к себе, так и к другим, нужда в близости, противоречащая внутренней установке, что близость - это унижение, он "легко находит в себе черты отца". Все его действия, мысли и желания хаотичны. Внутренний диалог с вытесненными образами "супер-Эго" преследует его на всем пути.
Отчаянная попытка завязать с наркотиками возникает в ответ на полученную новость о смерти отца. Она, с одной стороны, должна освободить его от тяжелого прошлого, с другой - требует погружения в это прошлое снова и снова. Желание избавиться от зависимости возникает резко, молниеносно, и вот он уже выбрасывает все свои запасы. Напоследок он принимает последнюю дозу. На протяжении всего фильма происходит сильная внутренняя борьба, попытка договориться с собой. Но мысли о наркотиках затмевают все остальное, он погружен в них. Внутренний голос беспрестанно комментирует его ощущения, усиливая их тем самым. Внутренний торг с самим собой приводит его к мысли, что он не должен завязывать так резко и сразу. Поэтому начинает еще больше выпивать, покупает легкие наркотики, затем сильнее. Все это в попытке справиться с ужасной ломкой и сильными переживаниями по поводу смерти отца. В попытке достать героин идет на отчаянные меры, противоречащие его собственному образу себя, посещает неблагополучный район, где его могут убить, соглашается на вторичное использование шприца.
Патрик нуждается в партнере, который возьмет на себя роль контроля. Таким партнером становится его жена. Которая, несмотря на то, что сама проходила реабилитацию, не принимает роль спасителя. Она эмпатична, помогает ему, что в то же время вызывает чувство зависти, злости и гнева у Патрика. Поэтому он намеревается бросить ее, чтобы вернуться к другой девушке, которая понимает его без слов, употребляет вместе с ним и не давит грузом ответственности, что доводит его до пика разрушения, и снова возвращает к жене. Улучшения у Патрика наступают всякий раз, когда он открывается окружающим, рассказывает другу о насилии. Фейерверк в сериале как символ того, что скрытое и тёмное, стало явным.
Сближение с другими позволяет Патрику получить опыт другой близости - безопасной, заботливой, созидающей, а не разрушающей. Именно создание тесного доверительного контакта, развитие на фоне него самопонимания, проработка сильных эмоциональных потрясений детства может стать хорошей основой для формирования навыков саморегуляции и осознанного контроля своей жизни и состояния. На основе которых может производиться работа по редукции аддиктивного поведения, снижения дозы или замещения компонентов зависимости.
Таким образом, в сериале показаны возможные причины возникновения зависимостей, а так же то, что жизнь зависимого и травмированного человека представляет собой постоянную борьбу с самим собой. Сериал заканчивается на фразе Патрика: "Я устал от призраков прошлого, хочу настоящих людей".
Хвостова М.А. 2021
Статья
423
Опубликовано: 3 января 2024