Top.Mail.Ru
Общение для тех, кто ищет специалистов
Финансовые проблемы у клиентов из-за карантина
Дорогие коллеги! У меня есть клиенты, которые отказываются или уже отказались от терапии на время карантина, ссылаясь на тревогу по поводу финансов. Увольнения и торможение бизнеса заставляет экономить.
Сталкиваетесь ли вы с такими ситуациями и как их решаете? Я предлагаю сокращать время на половину. Может есть ещё варианты?
868
Ответы
295
 • 
25 марта 2020 14:56
Юлия, для меня это глобальная тема, которая возможно, не на один месяц. Честно скажу, решения у меня на текущий момент нет. Мой аналитик в ситуации моего личного кризиса, шёл на временное снижение стоимости сессии. Но я не знаю как будет сейчас и какая вообще будет экономическая ситуация.

Обращаю внимание, что этот форум открытый, если требуется разместить информацию только для специалистов: https://6pi.ru/forum.php?4
298
 • 
25 марта 2020 20:37
Клиенты и не во время всеобщего кризиса заводят разговор о том, что в связи с проблемами в доходах хотят прервать терапию или предлагают сделать перерыв или ходить реже.... Я обычно исхожу из идеи, что из-за недостатка денег в стабильных экономических условиях не следует прерывать терапию, терапию можно только закончить, но не бросить. Поэтому через это мы выходим на рассуждения о том, какая посильная стоимость, на какой срок, какие планы по выходу из ситуации, далее рассрочка, или фиксация на непродолжительный срок сниженной стоимости, но все же адекватной текущему доходу клиента. Клиенты неоднократно говорят, что такая позиция придает им веру в себя и в реальности период сниженной стоимости длится недолго, клиент сам стремится выровнять отношения.

В ситуации пандемии, карантина и самоизоляции, удар по всем офисным очным работам, явно стремительной потери стабильности во многих группах населения, при этом укрепляется взаимопомощь, люди стали задумыватся о том, как могут помочь друг другу. Поэтому я перед лицом вероятной тенденции "сбежать" у клиентов в такой опасный период, когда совершенно нельзя этого делать, сразу объявила, что всем в массовом порядке снижу стоимость, чтобы имели в виду. Пока никто не запросил. Но как только станет ясно, что кризис затянулся, то скорее всего так и произойдет. Фондовый рынок уже упал на 30%. Я считаю, что рыночная цена будет пересмотрена в нашей сфере. Поэтому начинаю гибко реагировать на эти изменения при взаимодействии с клиентами.
299
 • 
25 марта 2020 22:23
Вопрос стоимости для меня всегда был сложным. Я обсуждаю сумму и в начале терапии, и потом. Сейчас пока нельзя сказать, что вопрос о снижении стал массовым, но очевидно, что некоторые реально попали в трудное положение. В таком случае снижаю на время, например до того момента, как наладится ситуация. Конкретно, например - молодой человек лишился работы, мы стоимость снизили и я попросила, чтобы он сам сообщил, когда работу найдёт снова. Не очень уверена, но надеюсь, что так и будет)))
302
 • 
25 марта 2020 23:04
Клиенты и не во время всеобщего кризиса заводят разговор о том, что в связи с проблемами в доходах хотят прервать терапию или предлагают сделать ...
А почему вы считаете, что нельзя "сбегать" в такой период от терапии?
303
 • 
25 марта 2020 23:09
Клиенты и не во время всеобщего кризиса заводят разговор о том, что в связи с проблемами в доходах хотят прервать терапию или предлагают сделать ...
Что вы им говорите, чтобы они не ушли?
304
 • 
26 марта 2020 10:25
А почему вы считаете, что нельзя "сбегать" в такой период от терапии? ...
Спасибо за вопрос, Юлия. На него мне сложно ответить без контекста. Конечно, не все решения о перерыве в терапии можно отнести к "побегу", но в текущей социальной ситуации нарастания паники и реальной угрозы изменения всего жизненного уклада велик риск появления защитной реакции и риск регресса и либо какого-либо непродуктивного поведения клиента. Поэтому я настроена проговаривать "предлоги" вместе с клиентом, если они появятся и преграды. Исхожу из того, что терапевтическая работа в такие форс-мажорные периоды, нужна как никогда, если специалист может предложить кризисную психологическую помощь.
А в стабильное время - от темы перерыва или окончания терапии, если запрос не проработан, нужно переходить к обсуждению отношений в альянсе, тоесть в конструктивное русло. ИМХО
305
 • 
26 марта 2020 10:44
Что вы им говорите, чтобы они не ушли? ...
Юлия, мне кажется выше, я частично ответила. Фразу для заучивания точно никакую не рекомендую. Все фразы и вопросы складываются специалистом самостоятельно, иcходя из внутренних убеждений. Если я вижу мотивы, по которым клиент может предлагать перерыв, при том, что цели еще не достигнуты, я предлагаю вскрыть мотивы.
Тоесть я задаю вопрос по типу: Что такого происходит в терапии, что хочется прервать? Что такого происходит в жизни, что хочется прервать?

Ответ - "у меня все наладилось, чувствую перемены..." И это совпадает с вашей оценкой - свидетельство наступления этапа "завершение терапии".
Форс-мажор в жизни клиента - свидетельство того, что перерыв может быть обоснован, не побег.

"Мне не подходит Ваш подход. вы мне не нравитесь" - можно предложить не торопиться с разрывом, а разобраться, возможно то, что испытывает человек - очень важно ему понять, это тот самый случай - когда наступающее эмоциональное ухудшение терапии - знак перехода к важному терапевтически занчимому моменту. Специалист должен ожидать этого. Но может быть Вы и правда не подходите друг другу - надо отпустить, а лучше передать. Сходить к супервизору.

Ответ - "у меня нет денег.. или такая сложная ситуация в стране" - по сути не про цели терапии, поэтому дальше разбираемся с этим - какие есть варианты, чтобы деньги появились, какая сложность именно , т.е. далее идет терапевтическая работа. Специалист должен помочь.

В этических кодексах психотерапевтических так или иначе написано: Мы не бросаем клиентов.
Т.е. если человек не может оплачивать терапию, при этом вы с ним уже работаете какое-то время, но обстоятельства изменились - не повод бросить его, в особенности если ему реально помощь нужна. Найдите варианты. Еслиу у всех клиентов одновременно наступит форс-мажор (текущая ситуация похожа) - это не повод также вам работать бесплатно. Окажите помощь в таких условиях все равно, посоветуйте кризисные центры например, дайте телефон телефона доверия.
Договоритесь о перерыве, действительно.
Это мое мнение. Пишу в рекомендательном стиле - из-за преподавательского груза:).
306
 • 
29 марта 2020 18:23
Юлия, мне кажется выше, я частично ответила. Фразу для заучивания точно никакую не рекомендую. Все фразы и вопросы складываются специалистом ...
Спасибо большое за ответ!
438
 • 
6 февраля 2021 16:17
Юлия, я некоторым клиентам с финансовыми проблемами предлагаю более дешевый формат работы - вместо видео - аудио или текст, например. Или более редкие встречи, как коллеги уже писали.
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567