При всём разнообразии личного опыта, интересов и ценностей, образования и приверженности какому-то направлению почти всем специалистам свойственны общие черты, которые могут быть образом для их начинающих коллег. Были различные попытки "разобрать" идеального психотерапевта. Карл Роджерс говорил про искренность, аутентичность, открытость и принятие. Роберт Кархуф отмечал эмпатическое понимание и умение правильно реагировать. Джером Франк считал уверенность основной компетенцией. Абрахам Маслоу ставил на стремление к самореализации.
Клиенты рано или поздно начинают понимать ценности своего психотерапевта, несмотря на его нейтральность. Люди знают, что хочет сказать психотерапевт и что им надо делать в связи с этим. К удовольствию психотерапевта они становятся похожими на него.
Если наша работа помогает клиентам, то можно смело утверждать, что ценности, которые они усваивают, являются верными. Также можно обнаружить связь между убеждениями и стилем общения и конфессией психотерапевта. Очевидно, что когнитивисты идентифицируют себя логичными и прагматичными людьми, а гуманисты — мягкими, доброжелательными и доступными.
Идеальные психотерапевты в любой парадигме чувствуют себя легко с самими собой. Они выглядят толерантными, открытыми, спокойными и самодостаточными. Эта уверенность заряжается жаждой жизни и излучает страсть, энергию и энтузиазм.
Кроме профессионального уважения к клиенту, мы проявляем искреннюю заботу о его благополучии. Он может уловить наше стремление отдать ему частицу самих себя.
Но это не всё. Иначе родители могли бы исцелять своих детей, даря свою любовь. Психотерапевт обладает мудростью и пониманием человеческой природы, восприимчивостью и чувствительностью, знанием науки и искусства, абстрактного и многосмысленного. Он владеет богатством человеческого языка, слышит и видит то, что недоступно другим, действует чётко и аккуратно.
Более того, психотерапевты отличаются устойчивостью и стабильностью, терпеливостью и самодисциплиной. И одновременно они могут быть спонтанными, творческими, гибкими и честными. Эти качества помогают демонстрировать такие навыки и поступки, которые приводят к необходимым трансформациям.
Мы общаемся с клиентом на двух уровнях. На осознанном мы передаём содержание и смыслы. Но очень большая часть нашего межличностного влияния происходит невербально. Важно не только то, что мы говорим, но и как. Наше поведение — индикатор нашей искренности и возможности доверять нам.
Сложно транслировать доброту и порядочность, если эти качества не присущи нам. Для этого надо быть более персонально эффективными и любящими людьми. Мы должны быть последовательными в сочувствии и сострадании и на работе, и дома, и с незнакомыми.
Самое неприятное состоит в том, что мы нередко дарим лучшую версию себя клиентам, а самые дорогие для нас люди получают нас "в разбавленном виде". Максимум внимания клиентам на сессиях, а дома мы отвлекаемся на постороннее или погружаемся в себя. Хотя многие из нас учат своих клиентов именно тому, как правильно расставлять приоритеты.
Статья
278
Опубликовано: 29 июня 2022