Top.Mail.Ru
Идеализация и обесценивание
Одним из важных процессов человеческой психики и одной из главных психических защит является идеализация и обесценивание - две стороны одной медали.

Они в буквальном смысле расщепляют психику человека на две части, снижая напряжение и не позволяя структурам вступать в конфликт. Идеальный объект не может быть плохим, белое пальто не может быть запятнано. И если я хочу быть хорошим, то мне нужно вытеснить все плохие качества, расщепить себя и скрыть их. Часто присутствует фантазия, что уйдя от идеализации и от дихотомии мира — мир потеряет краски, поблекнет, смешается в грязное месиво, вместо черных и белых контрастов. Но в корне этого страха лежит сепарационная тревога. Тревога, которая мешает интеграции психических структур, и которая заставляет Эго не идти путем взросления, а навсегда остаться в не выросшем состоянии, обманутом идеальными объектами.

Идеализация и обесценивание являются примитивными защитами психики, которые направлены на искажение объективной реальности с целью сохранности психической приспосабливаемости. Идеализация преувеличивает хорошие качества объекта, делая его совершенным, обесценивание же представляет собой обратный процесс.

Примитивные защиты это процессы, через которые ребенок познает мир и регулирует свою деятельность. Путем первых отношений с опекающим взрослым он получает новый опыт и новую информацию, которая встраивается в дальнейшем в его психическую структуру. Так возникает Идеальный объект, "хороший" объект, к которому в случае чего всегда можно вернуться, который спасет и укроет, который совершенен.

Интеграция идеализированного объекта в психику позволяет ребенку справляться с тревогой и обладать большей уверенностью в своих силах, необходимой безопасностью и защитой.

Но для дальнейшего взросления и развития необходима сепарация. А для сепарации необходимо и обесценивание, невозможно уйти от идеального объекта и начать свой собственный путь в мир.

Идеальный объект привязывает к себе, ведь рядом с ним так спокойно и всегда чувствуется защищенность. Поэтому в определенный момент времени уже не ребенок, а подросток, начинает обесценивать родительские фигуры. Со временем этот процесс смягчается и "хорошесть" и "плохость" объекта интегрируются в одну структуру. И тогда подросток, а в дальнейшем молодой человек или девушка, становится способен выйти в реальный мир и начать строить свою собственную жизнь.

Для грамотного развития личности и успешного прохождения сепарации необходимо, чтобы оба типа объектов и "хорошие" и "плохие" были интегрированы в психику. Но часто этого не происходит, и психика выдает ошибки логики, как будто бы видя монетку только с одной стороны и не понимая, что она имеет две. Она буквально расщепляет восприятие реальности, находясь в бесконечном круге повторений поиска идеального объекта и дальнейшего навязчивого обесценивания, не способная принять наличие всех качеств вместе у одного человека — и хороших и плохих.

Человек, склонный к идеализации обречен на вечный поиск идеального объекта, или на поиск инструментов для идеализации себя, вечно болезненно сталкиваясь с обесцениванием и собственным бессилием. Пытаясь решить нерешенную задачу из прошлого — сепарацию от родительских объектов. И не понимая, что признание и любовь даются не за факт непрерывного развития и доказывания чего-то себе и окружающим. А просто за факт существования.

В процессе терапии посредством воспоминаний и анализа прошлого опыта и прошлых событий идет усваивание "непереваренных" частей психики, структуризация и постепенное слияние конфронтирующих "отщепленных" психических частей. Терапевт, воспринимаемый в переносе как "хороший" родитель может быть идеализирован и тогда важно пройти совместно с клиентом этап обесценивания без разрыва взаимосвязи, чтобы человек вышел из состояния нарциссического галлюциноза и столкнулся с реальным миром и реальными людьми и стал способен строить отношения, исходя из реальных предпоссылок, а не дурманящих фантазий о наличии Идеала. Подобно мифу о Пигмалионе и Галатее.

Вследствие терапевтических процессов человек начинает видеть картину мира более полной и становится способным выйти из вечного колеса Сансары и ментальной ловушки — идеализации и обесценивания, почувствовав свою целостность и установив контакт с миром реальным, а не миром грез.
Статья
366
Опубликовано: 1 октября 2022
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567