Смешение ролей психотерапевта
Генри, Симс и Спрей в своём исследовании выяснили, что личные и профессиональные роли часто смешиваются у тех практиков, которые одинаковы в отношениях со всеми: родственниками, друзьями, коллегами и клиентами. Они обычно все в работе. Кроме того, многие специалисты при выборе профессии больше руководствуются личными соображениями и ценностями, чем реальными представлениями о психотерапии. Можно предположить, что многие очень хотят научиться решать личные конфликты. Как будто участие в решении чужих проблем научит решать и собственные. Можно заметить, как у них личное и профессиональное смешивается в некое унифицированное восприятие себя и мира вокруг.
Раздражает и создаёт проблему, когда новый знакомый вдруг выясняет, что "тыжпсихолог". Случайный попутчик интересуется вашей профессией, а вы и не скрываете. "Серьёзно?", — изумляется он, и вы замечаете в нём уже ожидаемое оживление. "Знаете, у меня проблема с родителями. Мне уже 30, а они всё ещё нянькаются и сюсюкаются со мною. Вы же работаете с этим?..".
Вы пытаетесь сделать вид, будто у вас важный звонок, но попутчик не оставляет вас с желанием получить "профессиональный" совет или идеальное решение всех его вопросов. На старте карьеры это может подогревать наше самолюбие, но потом мы осознаём, что наше спокойствие и благополучие очень сильно зависит от обозначения чётких границ для вмешательства посторонних в нашу личную жизнь.
С рождения наш жизненный опыт и даже, казалось бы, случайные и незначительные вещи и события формируют нашу личность и представление о себе, уникальные способы действия и помощи другим. Аналогично, любые жизненные моменты (рождение детей и смерть близких, болезни, возрастные кризисы, старение и сопутствующие проблемы, прочие жизненные трудности) продолжают влиять на нашу работу.
В работе с клиентами мы переживаем всю гамму эмоций. Исследователи обнаружили прогнозируемые и весьма неожиданные моменты, когда психотерапевты испытывают сильные позитивные чувства:
- гордость за свой профессионализм, ловкость, своевременность и эффективность, когда клиенту становится заметно лучше
- чувство интимной близости и сильной связи с клиентом
- искреннее наслаждение общением с клиентом и восхищение его устойчивостью, мужеством и честностью
- самоидентификация с проблемами клиента, ощущение духовной связи с ним
- углубление концептуального понимания текущего процесса на фоне какого-либо события
- разрешение конфликта путём настойчивых и целенаправленных действий
- слова признательности и благодарности от клиента за определённый результат
- достижение творческого прорыва путём юмора и метафор, которые добродушно воспринимаются и поддерживаются клиентом
- изменённое состояние сознания и выход за грань обычных возможностей с риском полностью "потерять себя"
Продолжение следует…
Балинтовские группы онлайн
https://t.me/balintonline
Ну и, конечно, границы - наше всё, абсолютно согласен.