"Субстанция" - боди-хоррор о культе молодсти и ненависти к себе.
Будоражащий фильм "Субстанция" француженки Корали Фаржея снят в жанре боди-хоррора, который намеренно демонстрирует психологически тревожные трансформации человеческого тела, но “Субстанция” идет дальше и сохраняет форму социальной драмы и едкой сатиры на шоу-бизнес и на фарм-порно-современность, давая возможность зрителю задуматься о ловушке требования быть лучшей версией себя. "Субстанция" переполнена настоящим телесным ужасом и визуализацией того, что в современную эпоху многие путают с самим собой - с телом, которое становится ядром надежд и разочарований.
Фрейдовское замечание, что инстанция Я прежде всего телесна, безусловно верно, ведь "анатомия - это судьба", мы ограничены нашей анатомией и несмотря на попытки выйти за нее, пока все так же возвращаемся к привязке организма. Позитивистский подход, сводящий сознание и субъекта к набору нейронов, привел к восприятию себя только через биологическое, забывая, что есть что-то еще и оно неуловимо для современной науки. Телом обладают, телом не являются. Субъект означающего не может отождествиться со своим телом. В "Субстанции" мало диалогов, в конце же речь исчезает, то что делает нас людьми, отбрасывает в угоду сведения себя к объекту. Мы слышим навязчиво повторяющиеся фразы, которые показывают, как слова других застревают в голове и прокладывают координаты соответствия: “Красивые девушки должны улыбаться! Они полюбят тебя!”.
Сюжет этой яркой и проницательной картины об актрисе Элизабет Спаркл (ее играет 61 летняя Деми Мур) на закате карьеры, получающей возможность вернуть молодость с помощью вещества "Субстанция" и появлению ее альтер-эго - юной и сочной Сью в исполнении Маргарет Куолли (которая, кстати, дочь Энди Макдауэлл, Маргарет буквально появилась из тела известной актрисы, сюжет двоится в реальности).
История начинается с закладки именной звезды, на которой сияет в окружении почитателей юная Элизабет, но со временем ее звезда затирается и блекнет под ногами других. Фамилия Спаркл (пер. "искра", "блеск") в конце оказывается запачканной под кровавым месивом бургера с соусом: скрытой под кусками истерзанной плоти как бы намекая, что нас ждет.
Действие происходит в безжизненных коридорах телевидения, в неуютной квартире Спракл, на яркой неоновой съемочной площадке и в грязных подворотнях, куда доставляется субстанция, напоминая спуск в ад. Квартира Элизабет так же пуста, как и ее внутренний мир: в нем кроме наград и собственного портрета во всю стену ничего почти и нет. Ее ванная комната, выложенная белой плиткой, больше напоминает операционную, ведь именно в ванных и операционных женщины подвергают себя болезненным косметическим и хирургическим манипуляциям над своим . Они буквально лезут из кожи, чтобы получить любовь других.
Коридоры телевизионной студии выкрашены в кричащий оранжевый, как и цвет костюма продюсера и это ассоциативно отсылает к тому, что в этих коридорах творится то, что преступает человеческое ( в тюрьмах США преступники носят оранжевую униформу). Многие кадры сняты с помощью широкоугольной камеры, что делает отвратительное выпирающим, как например, фигуру продюсера Харви (отсылка к скандально известному персонажу Харви Вайнтштейну). Он изображен уродливым, китчливым, циничным и нечистым на руки, как собирательный образ тех самых персон, владеющих многомиллиардной империей социального программирования. Харви - отвратительный, как дерьмо, на котором сидят мухи, ищет замену 50 летней Спаркл, для которого она просто отработанное несвежее мясо. Для самой для Элизабет конец карьеры - это катастрофа и она в прямом смысле попадает в автомобильную катастрофу, увидев, как ее лицо безжалостно сдирают с рекламного щита.
Фаржея отображает взгляд Спаркл на саму себя, критический и объективирующий: мы видим обвисшие ягодицы, выпирающий живот, сухую кожу с пигментными пятнами и морщинками. И вот происходит процедура с субстанцией с помощью множества инъекций и уколов, эти манипуляции будут часто повторяться и выглядеть все более отвратительными, гротескно отображая современность, в которой женщины так стремительно подсели на уколы "красоты". Фильм снят с большим количеством крупных планов, показывая объективизацию женского тела в эпоху тотальной перверсии, где женщина низведена не просто к объекту, но расчленена на отдельные органы: кадры подсовывают нам обнаженные ягодицы и груди, стройные ноги, пухлые губы и глаза. Фитнес-программа больше напоминает порно-антураж: из одежды лишь сияющие полоски ткани, а ягодицы так часто мелькают в кадре, что в конце лицо героини принимает похожую форму.
Из позвоночника Элизабет рождается в духе Кроненберга другая, та, у кого обретается свой взгляд: шикарный кадр появления второго зрачка, второго глаза. Снято стильно и пугающе. Обновленная Элизабет (теперь она Сью) молода и соблазнительна, с упругим сияющим идеальным телом. Тело Сью глянцевое как у куклы или как у моделей на обложках журналов, обработанных фотошопом: ни складок, ни вен, ни пор, ни морщинок. Идеал Я здесь сведен только к воображаемому - к образу, ничего другого нет.
Им нужно будет меняться каждые 7 дней: пока одна лежит в отключке, другая занимает ее место. Элизабет заполняя в календаре графиком жизни, на днях Сью пишет ее имя, а на своих днях ставит крест. Позже создается темная комната в этой ванной, куда и прячется, вытесняется, отбрасывается тайна происхождения сияющей Сью в попытке скрыть неприглядное и реальное.
При этом важно отметить, что Фаржея подчеркивает такую же одержимость молодостью и у мужчин (персонаж медбрата), но это история женщины о женщинах, поэтому фокус именно на истории Элизабет. Мужские персонажи же здесь по-бондиановски картоны и карикатурны: любовники хороши собой, но больше о них ничего и не говорится, мерзкий сосед с сальными намеками - все они испаряются, как только исчезает нежный флиртующий голос Сью и громом звучит посылающая брань от скрюченной старухи. При этом мужчины - это те, кто решает, кого вести в индустрию, а кого списать. Двое мужчин на кастинге, просматривая кандидаток, говорят о том, что недостаточен талант, нужна внешность и вот бы вместо носа у одной была бы грудь, помещая женщину лишь в рамку фетиша - распиленного сексуального объекта. Одну из важных фраз фильма говорит продюсер перед выходом Монстра на сцену: “она - мое лучшее творение”. Его творение - это монстр с задницей на голове и выпадающей грудью на лице, чудовищное творение объективации.
Но ответственны за эти нереалистичные стандарты красоты не только мужчины, что прочитывается в последней сцене, где кровь оказывается на каждом зрителе (и на нас с вами) и особенно на тех, кто эксплуатирует маленьких девочек в детских конкурсах "красоты" (вот поистине недомогание цивилизации отправлять детей на оценку их тела взрослыми мужчинами!). Эти тонны крови становятся метафорой к тому, что общество замешано в этой невозможной погоне за несуществующим идеалом. Современная фарм-порно культура порождает этого монстра и она же его уничтожает.
Равнозначно отвратительно выглядят и те, кто побуждает женщин соответствовать неким стандартам (не только актрисы и модели с таким сталкиваются, но и обычные женщины в последнее время сталкиваются с предложениями своих партнеров накачать губы или увеличить грудь), так и те, кто поддается этому. Последние десятилетия все это приняло чудовищные обороты и подобных мутанту ЭлизабетСью мы видим и реальной жизни. Симптомы дисморфофобии только нарастают в клинической практике. Страх старения и самооценка полностью завязанная на внешности создают монстра и именно чудище под маской звезды проходит на студию, потому что для людей в этой индустрии красиво то, что назначено другими: некоторые голливудские звезды так погрязли в трансформации своей внешности, что сейчас напоминают лишь отдаленно самих себя.
Навязчивое стремление общества к молодости и красоте создает конкурентную динамику между Элизабет и Сью, усиливая конфликт контроля над телом. Возникает паранойя, что одна хочет уничтожить другую, не смотря на повторение голоса из телефона: вы одно целое. Так и в реальности женщины крадут у самих себя в погоне за недостижимым идеалом, уничтожая самих себя и теряя здоровье и жизнь.
Одна из самых важных сцен, где героиня собирается на свидание под неотступным взглядом своего идеального Я, перекрашиваясь, переодеваясь, знакома многим женщинам с неустойчивой самооценкой. В неверии, что в ней есть что-то еще помимо красоты, за что ее можно любить, Элизабет откидывает шанс попробовать другую жизнь и пойти на свидание. Происходит распад самости героини, которая потеряла себя в желании соответствовать стандарту.
Элизабет ненавидит себя, а потому ищет любви и одобрения от других, и ради этого готова колоть сомнительное вещество, производить ежедневные пункции и все те отвратительные манипуляции с собой, что так подробно показаны в на экране. Примерами такой аутоагрессии могут быть также жесткие диеты, постоянные изнурительные тренировки, биодобавки, которые не прописаны врачом, неудобная одежда и прочее и все это не для того, чтобы полюбить себя, а чтобы полюбил другой.
Агрессия на себя может быть явлена в виде агрессии на других - сплетни, злословие, обсуждение внешности других. К примеру, жена одного английского футболиста была вынуждена удалить свой аккаунт из Инстаграма, после того как люди писали ей комментарии, что она недостаточно хороша и сексуальна для их кумира, а футбольные фанаты даже позволили себе прокричать издевки в ее адрес на многотысячном футбольном стадионе. То, что она любима своим мужем и мать его ребенка, их не смутило - общество само стало монстром. Зрители жаждут идеальную красоту, провоцируя женщин творить с собой все эти "преображения”. Как много критикующих внешность других, пренебрежительных и оценивающих слов можно встретить в социальных сетях. Мы безжалостны по отношению к самим себе и поэтому безжалостны и к другим.
Ниже спойлеры!
Когда героиня нарушает правило (использовать субстанцию только однажды) и пробует из дубликата произвести еще одну версию, то является что-то третье, Монстр ЭлизабетСью, хаотично собранный из разных фрагментов. Монстр собирается на выступление: мы слышим его мысль “Теперь все на своем месте”. Похоже на шизофреничское расползание нарциссического представления до зеркальной сборки.
В конце кусок плоти подползает на звезду с именем Спаркл, занимая свое место в символическом, исчезая в катарсисе наслаждения. Сверхидентификация с образом звезды не прервалась!
#Субстанция #тело #дисморфофобия #анализфильма #объективация
Статья
80
Опубликовано: 30 октября 2024