Top.Mail.Ru
Объективное или Субъективное? А может, все сразу?
Юнг говорил о необходимости поворота внутрь себя, к своим глубинам и о поиске ответа внутри себя. Такой поворот способствует исцелению души. Необходимость поворота к себе является следствием того, что человек когда-то от себя отвернулся. Есть два вида восприятия мира: субъективное и объективное. Первое предполагает, что человек воспринимает внешний мир через свой внутренний мир. Объективное восприятие предполагает наблюдение за внешним миром без взгляда внутрь себя. Таким образом, для объективности внутренний мир становится помехой.
В западном мире разделение восприятия на объективное и субъективное возникает в исторической перспективе при переходе от эпохи возрождения к Реформации. Эпоха возрождения подарила человечеству шедевры, произведения искусства таких творцов как Микеланджело, Рафаэль, Да Винчи. Их творчество пронизано жизнью и чувственностью, которые авторы брали из собственных глубин. Таким образом, они творили через свою субъективность. Однако, эпоха возрождения не давала качественных результатов. Субъективное восприятие, характерное для алхимии (которую так любил Юнг) не позволило достичь таких результатов как ее дочка из науки – Химия. Алхимики занимались своими опытами опираясь на свой внутренний мир, фантазии и образы. Их творчество было живым, но не продуктивным с точки зрения современного мира.
Считается, что с эпохой реформации человек начинает отказываться от субъективного мира в пользу объективного. Это позволяет развивать научный подход и получать результаты, которые не давал субъективизм. Такой подход позволял дробить сложные процессы на более простые, наблюдать и описывать их, а потом - и управлять ими. Внутренним переживаниям художника приходят на смену скрупулезное методичное изучение процессов ученого, выраженное в теориях, гипотезах и математических формулах. В результате такого восприятия позже возникает промышленная революция а с ней и торжество сознания, отринувшего внутренний мир человека в научной и технической областях. Новая эпоха отрывает человека от субъективного мира и делает его менее живым. Язык творца, поэта, алхимика заменяется на язык строгого описания основанном на причинно-следственных связях и методиках.
С точки зрения психологии, такое отношение приводит к тому, что человек закрывает глаза на свои чувства и переживания, ориентируясь на внешний мир, стараясь быть максимально объективным. Вместо того чтобы прислушиваться к внутренним процессам, человек делает то, что "надо" или "принято" в обществе. Чувства "нравится – не нравится", "хочу – не хочу", "люблю – ненавижу" заменяются на рассуждения об адекватности действий, их соответствии моменту, правилам, нормам.
В эпоху возрождения человеческое эго не могло разделить внешний мир от внутреннего. Субъективное от объективного. Реформация способствовало этому разделению, однако во многом субъективное было принесено в жертву. Субъективный мир никуда не девается и требует внимания к себе. -Это внимание в наше время развивается в том числе в кабинете аналитического психолога. Если объективность нужна для конкретных результатов и эффективности, то субъективность – чтобы придать жизни любому процессу. Именно поэтому Юнг считал, что алхимический подход эпохи возрождения полезен в психоаналитическом процессе. Здесь есть место как субъективности, так и объективности.
Аналитический психолог становится подобным алхимику: он не только опирается на свои знания о психике человека, и наблюдает объективные процессы анализа, но и прислушивается к своим чувствам и переживаниям, которые также являются опорой в работе с клиентом. Имея контакт со своим субъективным миром, аналитик способствует развитию этого контакта у клиента.
Хэштеги:  
Статья
66
Опубликовано: 27 августа 2024
© Personal Invites, 2022
OOO "Профессиональная интеграция"
ИНН 7813659466
ОГРН 1217800194567