Трансцендентная функция и Гермес
Когда Юнг говорит о расщеплении в психике, он подразумевает, что одна часть психики известна сознанию, в то время как другая находится в бессознательном. Между этими частями есть взаимодействие, но, видимо, конфликтное. Такое взаимодействие похоже на двух людей, находящихся в ссоре: каждый придерживается своей позиции и не допускает даже попытки выслушать другую сторону. Если такие люди попытаются завести диалог (а сколько сил необходимо на это затратить!), то они обнаружат колоссальное напряжение между друг другом. Напряжение, возникающее вследствие непонимания и непринятия противоположной позиции.
Юнг утверждал, что в результате нахождения в таком напряжении между двумя противоположностями возникает трансцендентная функция. Она соединяет противоположности, позволяет сначала просто находиться в конфликте, а потом уже начать диалог расщепленных частей психики.
Если представить себе образ, персонажа, описывающего трансцендентную функцию, какой он? Такой, который мог бы общаться с противоположными сторонами, быть посредником. Этот герой должен быть достаточно гибким, понимающим конфликтующие стороны и способствующим выстраиванию диалога. Такой герой способен говорить на языках обеих сторон конфликта и заходить в те области болезненной темы, в которые каждая из сторон неспособна зайти. На психологическом языке это значит, что для такого персонажа не должно быть границ, или, по крайней мере, они не должны быть для него проблемой.
В качестве такого персонажа Юнг взял Гермеса. Гермес – греческий бог, покровитель торговцев и воров, путешественников. Гермес также покровитель послов. Если взглянуть на это описание, можно увидеть, что он – про налаживание общения (в случае торговцев и послов). В то же время он может общаться как с торговцами, так и ворами – он не избегает какого-либо общества или тем, он гибок.
В древнем мире вдоль границ дорог создавались кучки из камней, которые назывались гермами – они указывали путешественнику направление и при этом очерчивали границы дороги. Таким образом, Гермес помогает найти нужное направление при этом ограничивая границы движения человека. Сам Гермес может свободно нарушать границы – это единственный бог, способный свободно перемещаться между царством живых и царством мертвых (Аидом). Еще про границы: слово "герметичный" означает свойство тела не пропускать жидкости и газы, такие вещества, которые легко могут просочиться через трещины и зазоры.
Другой образ. Юнг использовал алхимию как метафору того, что происходит в кабинете аналитического психолога. Он использовал метафору ртути, "жидкого серебра" для описания свойств трансцендентной функции. Ртуть еще называли Меркурием (другое имя бога Гермеса). Она характерна тем, что будучи металлом является очень подвижной и текучей – жидкостью.
Как эти рассуждения влияют на аналитический процесс? В кабинете аналитика клиент сталкивается со сложными чувствами, которые необходимо выдерживать чтобы соединить расщепление. Эти сильные чувства часто приводят к тому, что клиент хочет выйти из терапии. Чтобы трансцендентная функция сработала, аналитик и пространство терапии должны иметь свойства Гермеса. Аналитик помогает клиенту увидеть то, что тот не видит. При этом он должен быть достаточно гибким, способным говорить обо всем, чего требует ситуация (он может говорить и о торговле и воровстве). Также аналитик, подобно Гермесу направляет клиента: это заключается в регулярных встречах в оговоренном месте, времени и деньгах. Эти параметры – что-то наподобие герм, обеспечивающих безопасность путешествия клиента.
Если вам интересно то, о чем я пишу, приглашаю в мой телеграмм-канал
https://t.me/psy_analitika